Фото: Институт стратегии развития образования
В эфире онлайн-программы «Образовательная среда» Татьяна Суханова, кандидат педагогических наук, директор Института стратегии развития образования, рассказала о внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных основных образовательных программ (ФООП) в школах в новом учебном году.
Что нового в обновленном стандарте?
Во ФГОС общего образования всех уровней внесены изменения, которые коснулись конкретизации и детализации планируемых образовательных результатов – предметных, личностных и метапредметных.
«При этом никаких принципиальных изменений, к которым нужно привыкать, нет. Работать стало проще и понятнее», – отметила Татьяна Суханова.
Во ФГОС среднего общего образования изменился подход к реализации профильного обучения.
«Если раньше для формирования индивидуального учебного плана можно было выбирать для изучения по одному учебному предмету из предметной области, то теперь ФГОС устанавливает обязательность изучения всех учебных предметов. Таким образом, выстраивается концепция общекультурного подхода с возможностью реализации профильного обучения. Это важное изменение, потому что коллегам, которые работают в старшей школе, необходимо будет перестроить учебные планы, они станут более фундаментальными, академическими и основательными», – пояснила Татьяна Суханова.
В результате все 13 учебных предметов стали обязательными для изучения на уровне среднего общего образования, при этом не менее двух из них – на углубленном уровне.
Кто решает, какие предметы будут преподаваться на углубленном уровне?
Решение о том, какие предметы будут изучаться на углубленном уровне, должно приниматься педагогическим советом школы. Необходимо также привлечь родительское сообщество и школьников.
Успешная организация образовательного процесса невозможна без материально-технического оснащения школы, в том числе для проведения практических и лабораторных занятий, организации проектной и учебно-исследовательской деятельности по определенным профилям обучения.
По словам директора Института стратегии развития образования, «концептуальная основа для принятия решений – это социально-экономическая стратегия развития того или иного региона».
«Если у нас субъекты поддерживают и развивают, например, нефтедобывающую промышленность или газовую отрасль, логично сделать основу в профильном обучении с углубленным изучением физики, химии, биологии», – считает Татьяна Суханова.
Где учителя могут повысить квалификацию, чтобы успешно преподавать учебные предметы на углубленном уровне?
Для повышения квалификации у педагогов есть широкие возможности. Подведомственная Министерству просвещения Российской Федерации Академия Минпросвещения России ведет масштабную работу – флагманский проект по подготовке педагогов к работе в обновленной концепции стандартов. В рамках программы педагоги могут бесплатно пройти курсы, направленные на повышение предметной компетенции, ориентированной на углубленное преподавание учебных предметов.
Для учителей также доступно обучение в региональных институтах повышения квалификации и институтах развития образования. Кроме того, и некоторые педагогические вузы участвуют в развитии системы дополнительного профессионального педагогического образования.
«Кстати, в обновленном стандарте основного общего образования одно из нововведений – это возможность изучения пяти учебных предметов на углубленном уровне, чего не было раньше. Это физика, химия, биология, математика, информатика. С 7-го класса в школах появился новый учебный курс – «Вероятность и статистика». Думаю, все педагоги-предметники с удовольствием повысят свою квалификацию», – отметила Татьяна Суханова.
Какие изменения внесены в методические документы?
Благодаря обновленным ФГОС содержание учебных предметов четко распределено по годам обучения. Это дает широкие возможности в том числе для системного методического сопровождения педагогического сообщества всей страны.
«Например, в этом году наш институт разработал материалы для обеспечения методической поддержки и сопровождения изучения учебных предметов в первом и пятом классах. Еженедельно проводились методические предметные семинары, сопровождающие изучение конкретных тем, в ходе которых рассматривались и обсуждались интересные методические приемы, педагогические технологии, новые формы деятельности. Это большая работа велась совместно с региональными институтами повышения квалификации педагогов», – пояснила Татьяна Суханова.
Все разработанные методические пособия и рекомендации, интерактивные методические кейсы по сложным вопросам преподавания отдельных тем размещены на портале «Единое содержание общего образования».
«Разработаны 15 методических пособий по системе оценивания. Мы к этому долго шли, потому что единые подходы должны быть не только в содержании, но и в оценке образовательных результатов. К началу нового учебного года мы опубликуем три методических пособия по достижению метапредметных результатов», – рассказала Татьяна Суханова.
Как меняется программа в связи с взаимодействием учебной и воспитательной деятельности?
В прошлом учебном году серьезный акцент был сделан на воспитательной составляющей образовательного процесса во многом благодаря успешной реализации социально значимого проекта «Разговоры о важном». Кроме того, Институтом стратегии развития образования разрабатываются методические материалы, направленные на формирование гражданско-патриотического воспитания на предметном материале.
«В каждом предмете есть исторический материал, который может стать основой для формирования гражданско-патриотических ценностей. Большое место отведено краеведческому материалу, который способствует формированию патриотических качеств, любви к большой и малой родине. Это включено во все методические материалы», – сообщила Татьяна Суханова.
На портале «Единое содержание общего образования» размещены интерактивные методические кейсы по формированию гражданско-патриотических ценностей, в которых преподаватели могут найти необходимую содержательную фактуру по достижению личностных результатов у обучающихся.
Как будет измеряться функциональная грамотность?
Задания по функциональной грамотности появились в учебниках, в дополнительных материалах и в методических рекомендациях, которые сегодня разрабатываются Центром оценки качества образования под руководством Галины Ковалевой. На портале «Российская электронная школа» создан банк заданий по формированию функциональной грамотности с критериями оценивания.
По последним данным, более 20 тысяч школ уже пользуются этими материалами и успешно внедряют их в образовательный процесс.
Как конструктор рабочих программ помогает учителям?
Конструктор рабочих программ разработан в соответствии с ФГОС и ФООП и содержит в том числе поурочное планирование, которое позволяет полностью расписать парадигму работы педагога, включая все контрольные мероприятия, практические и лабораторные работы.
«Конструктор рабочих программ – это наша гордость, поскольку он дает педагогам возможность сделать свою профессиональную жизнь проще. В обновленном конструкторе есть функционал выгрузки в электронный журнал, а также интеграции поурочного планирования с библиотекой цифрового образовательного контента, которую сегодня разрабатывает Министерство просвещения Российской Федерации», – резюмировала Татьяна Суханова.
Источник: edu.ru